Home
 

Семь «НЕ» родителям

Семь «НЕ» родителям

 

К негативным советам типа «не стой под грузом» или «не влезай – убьёт» мы давно привыкли и на них не реагируем. И всё же, прекрасно понимая это, мы часто ловим себя на слове «не». Итак, ребёнок увлёкся каким-то делом. Вам очень хочется, чтобы так и продолжалось. Что делать?

1.    Не критиковать

Во-первых, дать грамотную, профессиональную критику не так просто, как вам кажется (не говоря уж о том, что критика вообще самый дешевый способ самоутверждения).

Во-вторых, дети ждут от вас другого – понимания, участия, одобрения – и, право, не стоит обманывать их ожиданий. Сейчас вы критикуете их, а через несколько лет они начнут критиковать вас, и плохи дела будут у тех, кому нечего этой критике противопоставить. Если уж так хочется покритиковать, сделайте это в неявной форме: «Мне твоя предыдущая работа нравится больше».

2.    Не заставлять

Любовь к труду, как и всякая любовь, несовместима с насилием. Никогда ни один ребёнок не делает ни одного дела до конца на первоначальном энтузиазме. Взлёты и падения интереса к делу неизбежны. Имейте терпение их хотя бы не замечать, если не можете вмешаться тактично: принести литературу по теме, купить новый инструмент, материал и т.д.

3.    Не укорять

Наверняка кто-то из друзей и знакомых вашего ребёнка делает что-то лучше, быстрее, красивее. Ну и что? Вы же не очень переживаете по поводу таких людей в вашем окружении. Кстати, этот совет «с точностью до наоборот» применим в обратной ситуации: вам нужно отвадить от дома нежелательного приятеля. Найдите в нём какую-нибудь хорошую черту, нехарактерную для вашего ребёнка, и всё время приводите её в пример. Нет такой черты – придумайте. Если ваш сын будет регулярно слышать: «Юра-то, наверное, руки получше моет» или «Юра-то обувь, наверное, не швыряет» и т.д. – Юра скоро и безболезненно исчезнет с вашего горизонта.

4.    Не упрекать

Воспитание посредством упрёков, в том числе и в неблагодарности, всегда было показателем родительской беспомощности и имело обратный результат. Бабушка, слишком часто вспоминающая, как она в войну лебеду ела, рискует однажды нарваться на ответ: «Ну, давай сюда свою вонючую лебеду и отвали-и-и».

5.    Не форсировать

В творчестве у каждого свой путь и скорость передвижения. Если дочь спрашивает: «Мама, что тебе связать в подарок?», отвечайте лучше: «Что хочешь». Придумывая задание, вы можете не рассчитать её силы.

6.    Не бороться

Ребёнок мечется: начинает – бросает, начинает другое – и опять бросает. Это не всегда плохо. Так же как стабильность – не всегда хорошо. Метания могут говорить о высоком творческом потенциале, а стабильность – о пассивности натуры. Ситуацию можно немного прояснить в разговорах с преподавателями. Если вы от многих услышите: «Жаль, что бросил, у него очень хорошо получалось», – с очень большой вероятностью вас ждёт тяжкий крест родителя молодого дарования.

7.    Не шантажировать

НИКОГДА ни при каких обстоятельствах НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ выражений «с твоими-то способностями», как и «с твоей-то внешностью» или «с твоим-то ростом». Это удар ниже пояса. Даже одна случайно брошенная фраза может надолго сделать ребёнка морально калекой. Если бы это было не так, «комплекс полноценности» встречался бы столь же часто, как и комплекс неполноценности.

Помните, как в фильме «Чародеи» Виторган учил Абдулова проходить сквозь стены?

ВИДЕТЬ ЦЕЛЬ!

ВЕРИТЬ В СЕБЯ!

НЕ БОЯТЬСЯ ТРУДНОСТИ!

Совет хорош своей универсальностью. Годится он и для нас с вами.

1237220253_12_bulkish_ru.jpg


Top