Home
 

Печали дошкольника

Печали дошкольника

У страха глаза велики.

ffe693aafe43 копия.png

Давно известно предостережение: не рассказывайте детям на ночь страшные сказки! А сейчас еще и новая угроза для детской психики: фильмы ужасов. Чаще всего это видеофильмы, их смотрят дома, всей семьёй, забыв о ребёнке, сидящем тут же. Тем более, что в момент просмотра он и не выглядит испуганным – смотрит заинтересованно, даже смеётся…

Страх начинается потом и может держаться очень долго. Ведь зрительный образ ярче воспринятого на слух. Он оставляет в сознании ребёнка как бы отпечаток, воспроизводясь потом во снах, преследуя в темноте и даже днём, при свете.

Так что первый и главный совет – не давайте пищи для детских страхов! Если уж они возникли и ребёнок, допустим, боится спать в тёмной комнате, не пытайтесь «переломить» его, игнорируя слёзы и просьбы. Можно зажечь ночник, оставить затенённую лампу, придвинуть детскую кроватку к своей. В общем, пойти ребёнку навстречу, действуя мягко, постепенно.

Сторонниками крутых мер обычно бывают отцы. Но попробуйте занять другую позицию. Пусть именно папа поможет ребёнку раздеться, укроет его, пожелает спокойной ночи, погладит, может быть, и посидит с ним. Замечено, что пугливые дети спокойнее засыпают, когда их укладывает отец, потому что в нём они видят силу, защиту, как бы гарантию того, что ничего плохого с ними не случится. Чувство защищённости, уверенности в неизменной родительской любви необходимо ребёнку! Это одно из важных условий нормального психического развития.

 

Упрям до истерики.

a6e85eaa129b копия.pngЗнакомая картина: ребёнок, которому в чём-то отказали, кричит, краснеет, топает ногами, бросается на пол, а то и бьётся об пол головой… Такие реакции чаще свойственны детям с врождёнными, пусть и небольшими, поражениями нервной системы. Может быть, не всем им требуется медикаментозное лечение, но можно совершенно безошибочно сказать, что каждый нуждается в усиленном родительском внимании.

На ребёнка самолюбивого, настойчивого плохо действуют чрезмерные запреты. Неуступчивость родителей, постоянные «нельзя!», «не трогай!», «не бери!» заставляют его добиваться желаемого экстраординарными мерами.

Чтобы истерики не вошли в привычку, не создавайте конфликтов по мелочам. Хочет, допустим, есть не той ложкой, а этой, одеваться не сейчас, а когда доиграет, надеть не ту, а другую шапку или взять на улицу не ту игрушку, которую вы предложили, — разрешите. Разрешите сразу, не дожидаясь криков.

Но если того, что ему хочется, действительно предоставить нельзя – скажем, заполучить в качестве игрушки дорогую вазу или часы, — запрещайте. Причём спокойно, твёрдо, неотступно. На истерику, как бы она вас ни волновала, не реагируйте. Не уговаривайте, не ругайте, не подымайте ребёнка с пола. Можно отвернуться к окну, даже выйти из комнаты.

Иногда ребёнок и сам хотел бы прекратить плач и крик, да уже не может. Помогите ему, постарайтесь переключить его внимание, занявшись на его глазах новой игрушкой, рисованием, предложив посмотреть на очень интересную машину за окном. В общем, примените отвлекающий манёвр. А нотации ребёнку читать не стоит: чем скорее он забудет неприятный инцидент, тем лучше.

Другой вариант неадекватных реакций на трудности – постоянная плаксивость. Присмотритесь, почему плачет ребёнок: чтобы получить что-то желаемое или просто так, без причины? Быстро ли сменяет он слёзы на улыбку, бывает ли весел, уравновешен, спокоен или у него постоянно грустные глазки, пониженный тонус, плохое настроение? В последнем случае можно предположить какие-то психоневрологические расстройства. И, значит, надо посоветоваться с врачом.

 

Откуда у ребёнка злость?

605c67c68d29 копия.png

Мамы не напрасно беспокоятся, замечая у своего ребёнка проявления агрессивности: в минуту раздражения он старается укусить, ущипнуть, может ударить маму или бабушку по лицу, толкнуть ногой. Если это не случайность, не редкий эпизод, а стойкая особенность поведения, приходится думать, что в окружении ребёнка что-то неблагополучно. Может быть, он постоянно находится в состоянии напряжения, и эти агрессивные действия служат разрядкой? Если домашняя атмосфера благополучна, надо поинтересоваться его отношениями с товарищами; иногда дети копируют способы защиты, принятые в детском коллективе.

При всех условиях исходите не из того, что «ребёнок плохой», а из того, что «ребёнку плохо». И тогда вам яснее станет, как бороться с его агрессивностью.


Top